Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Неприятная ситуация для автомобилиста – надо срочно ехать, а автомобиль не заводится по причине разряженного аккумулятора. Причиной этого бывают разовые и явные ошибки (не выключенное световое оборудование и т.п.), но если видимых проблем нет, а ситуация повторяется вновь и вновь, АКБ регулярно садится даже после непродолжительной стоянки – надо проверить утечку тока аккумулятора.

Основные причины повышенной утечки

Чтобы проще было понять суть проблемы, можно ввести аналогию аккумулятора с классическим бассейном с несколькими трубами из математической задачи. По одной трубе вода в бассейн втекает – это ток заряда. По другой (или нескольким) вода вытекает. Это разрядный ток, или сумма токов ко всем потребителям. Если зарядный ток намного превышает разрядный, бассейн будет наполняться до краев, и в любом случае в нем будет в наличии вода (запас энергии) для питания потребителей. Если выходных труб много или расход по ним больше (много нагрузок с высокой мощностью потребления), то уровень воды будет пополняться медленно, или вообще будет только снижаться (если ток разряда будет больше тока заряда). Поэтому причины ситуации, когда аккумулятор разряжается, можно разделить на две группы:

  • недостаточно энергии заряда (мало воды поступает в бассейн);
  • чрезмерный ток разряда (много воды расходуется).

Для дальнейших поисков неисправности важно определить изначальный фактор неправильной работы системы электроснабжения.

Аккумулятор заряжается тем быстрее, чем выше зарядный ток (и одновременно ниже разрядный). Этот зарядный ток задается разностью напряжений между бортсетью автомобиля и зажимами аккумулятора (10,8..12,6 вольт в зависимости от уровня заряда). Главным источником электроэнергии в машине является генератор – он обеспечивает машину энергией во время движения (аккумулятор работает при запуске двигателя и во время стоянки с заглушенным мотором). Хотя напряжение генератора стабилизировано с помощью регулятора, оно все же имеет допустимые пределы, которые в норме составляют от 13,5 до 14,5 вольт. Фактический уровень зависит от нагрузки и от оборотов двигателя, большее значение соответствует более высокой частоте вращения, более низкое – холостому ходу. По этим причинам АКБ на холостых оборотах заряжается медленнее.

Если их нет, можно применять и обычный тестер в режиме амперметра, но здесь понадобится еще и инструмент для отсоединения и присоединения проводов, и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.

Алгоритм поиска утечки

Чтобы найти утечку, в первую очередь надо снять аккумулятор и зарядить его от стороннего ЗУ до номинального напряжения. После установки на место, надо, не включая зажигания, измерить ток, потребляемый бортовой сетью авто. Если он превышает допустимое значение, надо искать нештатного потребителя. Для этого можно замерять ток на плюсовом проводе к каждой нагрузке или просто поочередно отключать устройства, контролируя общий ток и определяя вклад в него от каждого устройства. Так можно обнаружить нагрузку, которая потребляет излишнюю энергию.

Если такой потребитель не найден, надо завести двигатель и измерить напряжение на генераторе. Оно должно быть в указанных выше пределах (и однозначно выше напряжения аккумулятора). Также полезно проверить направление тока – он должен вытекать из генератора и втекать в АКБ. Если нет – надо искать причину. В первую очередь надо визуально осмотреть контакты силовой цепи (это можно сделать с самого начала, при первом осмотре подкапотного пространства).

Можно произвести точный замер фактической емкости АКБ методом контрольного разряда. Для этого надо полностью зарядить батарею и собрать несложную схему из аккумулятора, измерительных приборов и нагрузки, в качестве которой удобно применять автомобильные лампы на 12 вольт. Можно включить одну лампу, можно несколько параллельно. Чем больше общая мощность ламп, тем быстрее разрядится батарея.

Чтобы разрядить аккумулятор с фактической остаточной емкостью, например, 24 А*ч (около половины), понадобится ток в 1 А и лампа мощностью около 12 ватт. Исходя из этого и желательной скорости разряда, можно выбрать мощность нагрузки. Окончание разряда можно определить по погасанию лампочек и измерением напряжения тестером – полным разрядом считается выходной уровень АКБ 10,8 вольт (все, что ниже — глубокий разряд, сокращающий ресурс аккумулятора). Умножением времени разряда на ток (он вычисляется, как мощность всех ламп, деленная на 12 вольт), можно узнать фактическую емкость АКБ.

Даже если нагрузочные лампы погасли, процесс разряда все равно идет. Надо следить, чтобы АКБ не ушла в режим глубокого разряда (ниже 10,8 вольт) – можно вывести батарею из строя.

Видео

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

В целом же поиск утечки тока – процесс достаточно творческий. Причина может быть нестандартной и совершенно непредсказуемой. Поэтому основным фактором успеха является не только наличие приборов и схемы электроснабжения автомобиля, а еще и достаточный уровень понимания процессов, происходящих в системе электрооборудования.

Оцените статью
Информационный ресурс для любителей компьютеров и IT технологий