Как определить уровень электролита в аккумуляторе

Несмотря на широкое распространение необслуживаемых аккумуляторов, большинство автовладельцев (по разным причинам) используют батареи традиционной конструкции. Такие АКБ требуют периодического проведения сервисных операций по контролю состояния электролита.

Сколько должно быть электролита в аккумуляторе

Емкость аккумулятора определяется количеством реагентов – свинца, оксида свинца, серной кислоты (а также площадью поверхности пластин, на которой происходит реакция). Многолетним опытом определено соотношение H2SO4 и воды, позволяющее получить оптимальные результаты, поэтому для каждой емкости батареи найден объем электролита, позволяющий получить заданные параметры.

Электрическая емкость батареи, А*ч Необходимый объем электролита, л
55 2,5
60 2,7..3,0
75 3,7..4,0
90 4,4..4,8
190 10

Эти цифры могут немного отличаться от производителя к производителю – в зависимости от дизайна корпуса, но для предварительной оценки потребного количества электролита вполне можно пользоваться и этими данными.

Объемы приведены для полностью сухих элементов – для случаев, когда отсутствуют остатки свободной жидкости в банках и в виде пропитки обмазки пластин.

Производитель перед продажей заправляет аккумуляторы жидким реагентом в полном количестве, но в процессе эксплуатации его объем может измениться по различным причинам:

  1. За счет испарения жидкости. Этот процесс становится более интенсивным с ростом температуры и усугубляется при неполной герметизации корпуса АКБ (плохо завернутые пробки и т.п.). Вода из электролита испаряется быстрее кислоты, это приводит к росту концентрации H2SO4.
  2. За счет непреднамеренного проливания жидкого реагента (например, при отборе проб, при обслуживании и т.п.).
  3. За счет утечек через повреждения в корпусе. В этих двух случаях концентрация кислоты не меняется.
  4. За счет излишнего напряжения при зарядке. В этом случае происходит разложение воды на кислород и водород (газы улетучиваются в атмосферу без рекомбинации, количество воды уменьшается)
  5. По другим причинам, следствием которых может быть нарушение состава электролита.

Изменение объема уменьшает емкость батареи, что особенно заметно во второй половине жизненного цикла АКБ. Кроме этого, при снижении количества жидкости меняется ее уровень. Часть поверхности пластин обнажается, это может привести к пересыханию обмазки и ее последующему осыпанию. При этом емкость батареи необратимо уменьшается.

Превышать уровень электролита также вредно. Это может привести к выплескиванию агрессивной жидкости во время движения или в процессе зарядки.

Как измерить

Одни из важных факторов, влияющих на долголетие аккумулятора, является регулярность его обслуживания. В число сервисных операций обязательно входит проверка уровня электролита.

Самая простая ситуация, если корпус АКБ сделан из прозрачного пластика. В этом случае на него обычно наносятся метки минимального и максимального пределов содержания электролита. Но в большинстве случаев корпус непрозрачный, поэтому придется проводить проверку другим способом.

Контроль проводится во всех банках поочередно. Аккумулятор можно не снимать с автомобиля, но для удобства можно и демонтировать. Главное — соблюсти горизонтальность установки при проверке. У каждого элемента вывинчивается пробка.

Так как снижение количества жидкости этом случае происходило большей частью за счет испарения воды, плотность электролита должна восстановиться. Но для полной уверенности можно сделать контрольный замер.

Если же объем жидкости уменьшился, а плотность осталась в норме, надо вспомнить, не было ли явного проливания электролита. Если не было, надо поискать трещину или отверстие в корпусе, через которое просачивается жидкость. Это можно делать с помощью раствора поваренной соды – в результате контакта с кислотой начнется химическая реакция с выделением газов и образованием пены. Так можно увидеть малозаметное место повреждения. После устранения проблемы можно восстановить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе доливкой электролита. Его можно купить в автомобильном магазине. По окончании процедуры также не помешает контрольный замер и цикл разряд-заряд.

Автомобильные батареи, требующие контроля состояния жидкого реагента, еще долго не уйдут с рынка из-за относительно низкой стоимости и возможности восстановления работоспособности (в определенных случаях). Залогом длительной успешной работы является регулярные проверки уровня и плотности электролита.

Оцените статью
Информационный ресурс для любителей компьютеров и IT технологий