Почему может не заряжаться аккумулятор шуруповерта

За последние десятилетия аккумуляторный инструмент отвоевал у обычного сетевого электроинструмента даже те ниши, где господство традиционного оборудования казалось незыблемым. Даже ударные дрели выпускаются с питанием от переносных батарей, не говоря о обычных шуруповертах. Несмотря на общую высокую надежность аккумуляторного инструмента, самым слабым местом по-прежнему остаются элементы питания, а также, в определенной мере, зарядные устройства к ним. Обнаружив, что аккумулятор переносного шуруповерта не заряжается, надо локализовать неисправность и принять решение о ремонте или замене неисправного блока.

Самые частые причины поломки

К наиболее распространенным причинам выхода из строя аккумуляторов можно отнести:

  • коррозию и окисление контактов из-за хранения в условиях высокой влажности;
  • глубокий разряд по причине длительного неиспользования;
  • выработка ресурса циклов заряда-разряда;
  • у литий-ионных аккумуляторов может выйти из строя схема внутреннего контроля;
  • большая потеря емкости по причине «эффекта памяти» у АКБ, склонных к подобному явлению;
  • пересыхание электролита при длительной эксплуатации или хранении;
  • механическое повреждение (в том числе, внутреннее) из-за ударов по корпусу батареи.
Тип АКБ Ресурс
NiCd 500-1000 циклов заряд-разряд
NiMH около 500 циклов
Li-ion до 800 циклов или около 2 лет независимо от количества циклов

Зарядные устройства часто теряют работоспособность из-за:

  • коррозии и окисления контактов, вызванного теми же причинами;
  • скрытого обрыва сетевого шнура (чаще всего около корпуса или вилки);
  • выхода из строя внутренних компонентов;
  • погнутых контактов из-за механического воздействия.

Для принятия решения о попытке восстановления работоспособности элементов питания и устройства пополнения заряда важно определить истинную причину неисправности.

Как проверить на исправность зарядное устройства

Самый первый метод диагностики – визуальный осмотр. Так можно определить механические повреждения корпуса, сетевого шнура, а также окисление и коррозию контактов. Если все в порядке, зарядное устройство надо включить в сеть 220 вольт. Практически все блоки оснащены индикаторами наличия питающего напряжения, которые светятся даже без установленной батареи.

Если все в порядке, а зарядник не мигает светодиодами и не выдает напряжение, то неисправна плата управления. Ее можно попробовать починить. Для этого нужна определенная квалификация и приборы (как минимум, мультиметр и осциллограф). Схему ЗУ можно найти в интернете.

Если возникнет идея воспользоваться зарядником от другого шуруповерта, даже того же производителя, надо проявить предельную осмотрительность. ЗУ должно быть рассчитано на то же напряжение, выдавать достаточный ток, а главное – должно быть спроектировано для того же типа аккумуляторов. Данные на зарядном устройстве и батарее должны совпадать.

Если неисправен аккумулятор, то можно попытаться его реанимировать, а метод восстановления зависит от типа элементов АКБ. Для NiCd батарей надо вскрыть пластиковый кожух блока и извлечь все элементы. Далее следует произвести визуальный осмотр, который поможет выявить потекшие, окисленные, поврежденные элементы. Их надо выпаять и заменить на новые. Если таких нет, надо замерить напряжение на каждом элементе.

Отстающие банки или элементы с нулевым напряжением надо отпаять и отложить отдельно. Если напряжение равно нулю, то можно предположить пересыхание электролита. В этом случае надо просверлить отверстие в корпусе аккумулятора и попытаться постепенно ввести внутрь около 1 миллилитра дистиллированной воды с помощью шприца. Если вода не впитывается, элемент восстановлению не подлежит.

Если удастся напитать внутреннюю полость водой, то надо попытаться подзарядить каждый неисправный элемент (включая отстающие банки) импульсным током до напряжения в 1,2 вольта. Суть метода сводится к зарядке током, превышающим емкость в 10+ раз импульсами по 2-4 секунды. Если операция пройдет удачно, надо запаять отверстие в корпусе элемента и дать ему полежать несколько дней. Потом батарею надо заново спаять и собрать в пластиковый кейс.

Никель-металлогидридные элементы можно попробовать восстановить методом тренировки. Опыт показывает, что для аккумуляторов, не подвергшихся глубокому разряду, шансы на успех высоки. Для этого отстающие элементы надо индивидуально разрядить до уровня 1 вольта, нагрузив их на лампочку или резистор. Потом снова зарядить до номинала, и повторить этот цикл несколько раз.

Из видеоролика узнаете: Почему перестал заряжаться аккумулятор шуруповерта Риоби.

Восстановить емкость Li-ion аккумулятора невозможно, но батарея может потерять работоспособность при глубоком разряде одного или нескольких элементов. В этом случае схема управления предполагает элементы вышедшими из строя, и блокирует их заряд. Можно попробовать «подтянуть» аккумуляторы до номинала, чтобы балансир не отключал их при зарядке. Для этого разряженный элемент (его можно найти, замеряя напряжение на каждом аккумуляторе), надо вынуть и собрать несложную схему.

Напряжение надо поднять с нуля до достижения тока примерно 0,2 от емкости аккумулятора. В этом режиме элемент надо заряжать до 3,7 вольта, а потом отключить и несколько дней контролировать напряжение на нем. Если оно снижается за счет саморазряда, то элемент подлежит отбраковке. Если нет – можно провести контрольный цикл заряд-разряд. Надо иметь в виду, что если даже работоспособность восстановилась, этот эффект временный. Элемент скоро выйдет из строя, поэтому надо быть готовым к полной замене батареи.

Сомнительными выглядят советы заряжать глубоко разряженный элемент большими токами от источника постоянного напряжения через резистор. В этом случае шансы потерять аккумулятор выше, чем восстановить элемент. Еще более сомнительны советы заморозить АКБ перед зарядкой.

Если выяснится, что шуруповерт не заряжается, то эту проблему во многих случаях можно решить. Но подход должен быть осознанным, в противном случае ситуация лишь усугубится и приведет к финансовым потерям.

Оцените статью
Информационный ресурс для любителей компьютеров и IT технологий