Автомобильный аккумулятор является элементом, определяющим качество работы электрооборудования любого автомобиля. Но рано или поздно срок службы источника питания заканчивается, и надо подбирать АКБ на замену. В продаже предлагаются различные типы батарей, поэтому важно не ошибиться в при выборе маркировки. Иначе проблем не избежать.
Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов
В зависимости от назначения и ценовой категории, аккумуляторы относятся к различным типам. Внутри типа они также могут иметь различные электрические и механические характеристики.
Обычные аккумуляторы, выпускаемые много лет, требуют контроля состояния электролита. В первую очередь это его количество (уровень) и плотность. Современные технологии позволяют выпускать батареи, заправленные электролитом на весь срок службы, и отслеживать его параметры (а также их корректировать) не надо. К таким изделиям относятся:
- Кальциевые батареи. Пластины выполняются с добавлением кальция, что в итоге позволило резко снизить склонность батареи к образованию газов (кислорода и водорода) и сократить расход воды. В результате такая АКБ заправляется электролитом на вес срок службы.
- AGM. Электролитом пропитывается разделительный сепаратор. Газы при разложении воды не успевают покинуть активную зону и регенерируют.
- Гелевые батареи. Электролит загущен до состояния геля, что способствует полной рекомбинации водорода и кислорода.
- EFB. Промежуточная конструкция между AGM и обычными батареями.
Надо понимать, что полная необслуживаемость пока недостижима, и этот термин относится только к электролиту. В остальном батареи требуют к себе обычного внимания – контроль уровня заряда, недопущение перезаряда и глубокого разряда, предохранение от саморазряда и т.д.
Плюсы и минусы таких АКБ в этом видео.
Вид характеристик | Описание |
---|---|
Напряжение | Самый важный параметр источника питания. Обычно, для легковых автомобилей выпускаются стартерные АКБ на 12 вольт, тяговые — 24 вольта (у некоторых грузовиков бортсеть рассчитана также на это напряжение), для мототехники – 6 вольт. |
Емкость | Важная характеристика, определяющая время непрерывной работы без подзарядки. В зимнее время от емкости зависит число холодных пусков. |
Токоотдача | Этот параметр еще называют током холодной прокрутки. Определяет наибольший ток, который может отдать АКБ. От него зависит вращающий момент стартера. Чем он выше, тем с более густым маслом может провернуться вал двигателя при пуске. |
Назначение | Для автотехники выпускаются стартерные и тяговые модели. Стартерные имеют большую разовую токоотдачу. |
Габариты | Еще называются форм-фактором, но этот термин включает в себя, помимо размеров, другие характеристики, включая массу, способ крепления и т.д. |
Видеоролик о технологиях аккумуляторов: Sb (сурьма), Ca/Ca (кальциевый), Ca/Sb (Гибридный), EFB, AGM, Гелевый.
Как расшифровать тип аккумулятора по маркировке
Тип аккумулятора и его характеристики можно узнать по его маркировке. Есть проблема – в разных странах и регионах приняты различные системы обозначения параметров батарей. Часть характеристик может быть нанесена прямым текстом, но чтобы определить тип полностью, иногда надо знать систему обозначений, наносимых на шильдик АКБ.
У батарей российских производителей принята маркировка из 4 символов (групп символов) 1234, где каждый символ означает:
- 1 – количество банок, по которому можно определить напряжение из расчета, что одна банка выдает 2 вольта;
- 2 – назначение АКБ (Ст – стартерная);
- 3 – емкость (А*ч);
- 4 – исполнение.
Исполнение может быть обозначено:
- А – с общей крышкой;
- З – необслуживаемая;
- Н – несухозаряженная;
- П – сепаратор-конверт (технология EFB)
- другим символом.
Например, батарея 6Ст-55АП3 означает стартерную батарею из 6 элементов (12 вольт) емкостью 55 А*ч необслуживаемую с общей крышкой, изготовлен по технологии EFB. Очевидно, что в такой маркировке отсутствует важный параметр – наибольшая токоотдача. Обычно ее наносят текстом.
В Европе применяются два стандарта:
- DIN- 5 цифровых символов;
- ETN – 9 цифр.
Стандарт DIN первыми тремя цифрами маркирует емкость батареи – из указанной цифры надо вычесть 500. Оставшиеся два символа обозначают исполнение аккумулятора.
Стандарт ETN более прост, нагляден, информативен:
- первый символ означает диапазон емкости батареи (для 12 вольтового аккумулятора цифра 5 означает наибольшее значение в 99 А*ч, 6 – 100..199 А*ч, 7 – до 299 а*ч);
- вторая и третья позиции – емкость;
- символы на позиции 4,5,6 – исполнение АКБ;
- оставшиеся цифры (7,8,9) – наибольшую токоотдачу.
Так, маркировка 555065042 означает 12-вольтовый аккумулятор емкостью до 99 А*ч (следующие цифры уточняют – 55 А*ч), с током прокрутки 420 ампер (042).
Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе
По электрическим параметрам модель надо выбирать по максимуму – запас по емкости и токоотдаче еще никому не мешал, особенно в период зимней эксплуатации. Ограничениями могут выступать конструктивные особенности, описанные выше, а также бюджет покупки – источники с высокими характеристиками стоят дороже. Также надо понимать, какие лимиты накладывает технология производства различных видов автомобильных аккумуляторов. Например, модные гелевые батареи имеют пониженную токоотдачу, и желание избежать дополнительных усилий при обслуживании могут привести к проблемам с пуском зимой.
Надежность, качество батарей определяется репутацией производителя. Из отечественных брендов можно обратить внимание на АКБ изготовителей:
- АкТех.
- «Тюменские аккумуляторы».
- Алькор.
- «Электроисточник».
- Tungstone.
Также в продаже присутствуют и другие отечественные изделия неплохого качества.
Из зарубежных производителей хорошую репутацию имеют торговые марки, принадлежащие различным компаниям:
- Varta.
- Bosch.
- Mutlu.
- Atlas.
- Hyunday.
Это не полный список, на рынке автомобильной электрики предлагаются также другие бренды. В среднем импортные батареи дороже отечественных.
Выбор типа АКБ несложен, но к нему надо подходить ответственно. Бездумная покупка не добавит комфорта при эксплуатации машины, а привести к проблемам может легко.